Целью проведения такого анализа является оценка какого-либо процесса, как стабильного/нестабильного. Приведем пример. Компания заключает новые сделки со своими клиентами с сильно разнящимися сроками и суммами. Такое положение вещей сильно мешает прогнозированию и управлению компанией.
XYZ-анализ универсален и состоит из двух последовательных этапов.
На первом рассчитывается коэффициент вариации. Чем большее значение у коэффициента, тем большей нестабильностью отличается исследуемый объект или процесс.
На втором этапе коэффициенты вариации сравниваются и распределяются по категориям. Предположим, мы проанализировали 10 процессов. Составляем список с результатами. После этого все полученные результаты подразделяются на 3 группы: хорошая, сносная и плохая.
Рассматриваемая методика может использоваться для анализа следующих факторов:
• клиентской базы;
• товарного ассортимента;
• базы поставщиков;
• и так далее.
XYZ-анализ выполняется следующим образом.
1. Выбирается объект и конкретный анализируемый параметр;
2. Задаются временные рамки для проводимого исследования;
3. По каждому объекту рассчитывается коэффициент вариации;
4. Полученные коэффициенты ранжируются от меньшего к большему;
5. Составляются 3 группы: X, Y и Z.
Группу X характеризует устойчивость. В нее попадают все объекты исследования с коэффициентом вариации 0-10%.
Группу Y характеризует изменчивость и сложность для прогнозирования. В нее попадают объекты с показателем 10-25%.
Группу Z характеризует случайность и невозможность для проведения прогноза. В нее попадают объекты с показателем выше 25%.
XYZ-анализ – это далеко не самый простой в использовании, но крайне эффективный аналитический инструмент. Хотите овладеть им в совершенстве? Обращайтесь за консультацией к специалистам компании Ой-Ли.
Комментарии (0)