Новости

Страховые мошенники сдают свои позиции

По данным статистики за истекший год эффективность работы страховых компаний вышла на максимальный за последние несколько лет уровень. Проводимая много лет Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) кампания, направленная на борьбу с недобросовестными практиками в страховании, позволила на 20% сократить объем мошеннических действий в целом по рынку по сравнению с 2019 годом.

Если в 2019 году страховые компании направили в полицию свыше 12 тысяч заявлений по фактам мошеннических действий на общую сумму свыше 8 млрд рублей, то в 2020 году таких заявлений было подано 10035 штук. Сумма ущерба также уменьшилась до 5,5 млрд рублей.  

По статистике заявлений, поданных страховщиками в правоохранительные органы, ОСАГО по-прежнему занимает первое место. Каждое девятое мошенничество было совершено в системе обязательного автострахования. Как отмечает Сергей Ефремов, вице-президента ВСС, «нужно понимать, что любой обязательный или вмененный вид страхования (продукт) будет всегда иметь мошенничество выше, чем обычный добровольный вид. Обязательные виды населением воспринимаются как дополнительный налог и народ на нем «отдувается по полной». Но и здесь многолетние усилия страхового сообщества по противодействию мошенникам дают себя знать. Заметно улучшилась ситуация в Южном Федеральном округе, где традиционно наиболее высок процент мошенничеств в обязательном автостраховании. За последний 2020 год количество мошенников в округе сократилось на треть, с 3025 в 2019 году до 2073 официально зарегистрированных случаев.

Сегодня основные усилия страховщиков и правоохранительных органов направлены на предупреждение мошенничества, на создание таких условий, при которых преступные схемы перестанут работать, а не только на ликвидацию последствий действий правонарушителей. Например, учрежденный в июне 2019 года институт Финансового уполномоченного позволил уже сегодня сократить на 64% количество судебных разбирательств, сохранив тем самым деньги добросовестных страхователей. Речь идет о десятках миллионов рублей.

Но как отмечают эксперты страхового сообщества, официальные показатели могут в разы отличаться от действительных цифр ущерба, наносимого страховыми мошенниками экономике страны в целом. По мнению Игоря Иванова, заместителя генерального директора РЕСО-Гарантия: «В какой-то степени, конечно, количество обращений в полицию находится в некой зависимости от уровня мошенничества и объема отказов в выплате, но не отражает полной ситуации с мошенничеством на рынке. Это связано с тем, что страховщик подает заявление в полицию, по сути, тогда, когда уже выявил мошенничество и получил определенные доказательства. Из-за минимальных правовых полномочий страховщика часть доказательств, которые полиция правомочна получать в результате экспертных, оперативно-розыскных и следственных мероприятий, недоступна для страховых компаний. Поэтому даже если страховщик понимает, что имеет дело с мошенниками, но не может получить веских доказательств, он вынужден производить выплату.

Например, работу профессиональных преступных групп необходимо документировать еще до наступления события, на стадии сговора соучастников, инсценировки события и т.д. Для отработки версии поджога дома с целью получения страховой выплаты необходимо изучение технической информации о передвижении заинтересованных лиц до и во время пожара и т.д. Всех этих прав страховщик лишен на законодательном уровне».

Комментарии (0)

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*